На повестке - профиль специалиста по формированию безбарьерной среды
Министерством социальной политики Свердловской области совместно с Департаментом управления проектами Губернатора и Правительства Свердловской области 14 февраля организован «мозговой штурм» по вопросу формирования пула специалистов по созданию безбарьерной среды. Участниками было отмечено, что наличие специалистов, обладающих компетенциями по таким вопросам - важный элемент инструментария для практического решения проблем доступности среды для маломобильных групп населения.
В обсуждении приняли участие специалисты из исполнительных органов государственной власти, учебных заведений и общественных организаций. В ходе обсуждения приняли решение
о необходимости наличия специалистов по формированию безбарьерной среды в каждой организации, сформировали контур профессионального профиля такого специалиста, а также предложения
по набору компетенций и их развитию.
Министр социальной политики Свердловской области Андрей Злоказов отметил, что: «Такое обсуждение особо необходимо для всех, кто вовлечен в процесс формирования безбарьерной среды, поскольку Свердловская область является участником пилотного федерального проекта по созданию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов».
Как подчеркнул Заместитель Руководителя Администрации Губернатора Свердловской области Евгений Гурарий, выступивший на мозговом штурме в качестве эксперта, -«Крайне важно, чтобы у всех, кто работает с маломобильными людьми, было четкое понимание - в чем именно выражаются потребности данной категории людей, что нужно для их максимального удовлетворения».
Участниками обсуждения был определен следующий профиль компетенций специалиста по безбарьерной среде:
- выявление потребности людей с ограниченными возможностями здоровья;
- знание нормативное базы по вопросам формирования безбарьерной среды;
- оценка состояния объекта/услуг на соответствие стандартам безбарьерной среды;
- принятие управленческих решений внутри организации, необходимых для развития безбарьерной среды;
- разработка комплексного плана мероприятий по развитию доступности объекта/услуги;
- разработка проектных решений на строительство и реконструкцию объектов, обеспечивающих их доступность для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- координация работ по формированию безбарьерной среды (согласование доступности услуг);
- участие в приемке строящихся/реконструируемых объектов с точки зрения соответствия их стандартам безбарьерной среды;
- контроль за актуализацией состояния безбарьерной среды;
- обучение других специалистов.
Приглашенный в качестве эксперта директор Архитектурно-строительного центра Института Строительства и Архитектуры УрФУ Станислав Кузьмин, выразил готовность к трансформации образовательного контента под сформулированные потребности.
Вместе с этим, были очерчены пути для формирования пула таких компетентных специалистов:
- изучение мирового опыта подготовки специалистов по безбарьерной среде;
- включенность организаций в процесс повышения квалификации своих специалистов с точки зрения формирования безбарьерной среды;
- привлечение экспертов общественных организаций людей с ограниченными возможностями здоровья к оценке существующих образовательных стандартов с позиции комплексности процесса подготовки специалистов по безбарьерной среде;
- утверждение и внедрение образовательного стандарта по подготовке специалистов по безбарьерной среде;
- создание сети образовательных организаций дополнительного профессионального образования (центров компетенций, курсов повышения квалификации) по подготовке специалистов по безбарьерной среде;
- выделение необходимых финансовых средств на развитие образовательных программ по подготовке специалистов по безбарьерной среде;
- создание дискуссионных площадок совместного обсуждения проблем формирования безбарьерной среды;
- введение «уроков милосердия» в школах;
- сертификация и создание открытого реестра экспертов.
Эксперты и участники мозгового штурма единогласно сошлись во мнении, что совещания в подобном формате по данной теме необходимо продолжать. Следующей темой выбрано изучение образовательных программ, предлагаемых вузами для основного и дополнительного образования.
В дальнейших планах - обсуждение других элементов инструментария создания механизма по практическому решению задач формирования безбарьерной среды и контура проектных направлений в сфере обеспечения доступности среды для маломобильных групп населения.